|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2009 |
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
НАСЛЕДИЕ А.С. Макаренко: достояние
здравого смысла История знает немало имён замечательных
учителей, к педагогическому таланту которых, воплощённому во всей их
подвижнической жизни, люди обращались, тянулись как к животворному источнику.
К плеяде таких учителей относится Антон Семёнович Макаренко — гениальный
педагог XX столетия, выдающийся представитель социально-педагогического
направления в воспитании. В русле этого направления развивалась и его
деятельность как писателя, публициста, общественного деятеля. Это уникальный
в истории педагогики пример органического сочетания работы педагога-мыслителя,
практика и художника слова. Он верил в безграничные возможности
воспитания, потому что посредством воспитания стремился сделать человека
счастливым. Ситуация, сложившаяся сегодня с самим детст-юм, вновь и вновь
вынуждает возвращаться к педагогике А.С. Макаренко. Работая с детьми,
оторванными от семьи, от школы, лишившимися нормального детства, педагог
установил важнейший факт: именно разрыв социальных связей, отношений и
искривляет развитие юной личности. И наоборот, их восстановление выправляет
её развитие. Отсюда и задача воспитателя — восстановить нормальные отношения
между личностью и обществом. Антон Семёнович определяет основу человеческих
отношений своей знаменитой формулой: «Как можно
больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Являясь продолжателем мировой
гуманистической педагогической мысли, Антон Семёнович вернул к достойной
жизни три тысячи детей, юношей и девушек с трудной судьбой. Ни один из них не
вернулся на преступный путь, многие воспитанники погибли в сражениях Великой
Отечественной войны, снискав славу и уважение советских граждан. Его
педагогика оптимистична, целеустремлённа и технологична. Художественные произведения писателя
Макаренко — «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»
— оказали положительное влияние на миллионы читателей во всём мире. Педагогика Макаренко — это не набор
технических отмычек для разных педагогических загадок. Это — осмысленный,
содержательно насыщенный образ жизни и одновременно выверенная программа деятельности
по воплощению этого образа. Прежде всего, это гуманитарная технология, то
есть практика построения условий выращивания, становления и развития
человеческого в человеке. Чтобы осмыслить масштаб и глубину
педагогических идей А.С. Макаренко, необходимо вернуться в 20-е годы прошлого
века. Тогда перед педагогом стояли две взаимосвязанные задачи. Во-первых, он должен был вернуть беспризорному ребёнку
человеческое обличье и тем самым дать ему возможность полноценной жизни в
обществе. Однако в каком обществе? Ведь старые формы общественной жизни были
разрушены или дискредитированы, а новые существовали лишь в идеологии. Отсюда второе: нужно экспериментально нащупать и утвердить главный
смысл, абрис и структуру этого нового и беспрецедентного человеческого
сообщества. Нужно было найти осмысленную, одновременно реабилитирующую и
развивающую форму человеческого общежития, форму совместной полноценной жизни
и деятельности взрослых и детей. Для решения этих задач Макаренко создаёт
гениальный проект, реализация которого потребовала от него поистине
героических усилий. Социально-педагогический проект
Макаренко стоит в одном ряду с такими деяниями отечественных учёных, как
космический проект Королёва или атомный проект Курчатова. К сожалению,
педагогический подвиг Антона Семёновича в современной педагогике всё ещё не
осознан и не проанализирован. А время настоятельно требует нового прочтения и
нового понимания образовательного опыта А.С. Макаренко. Ещё ждёт своего часа
сочувственное, внимательное изучение наследия Антона Семёновича, в котором он
раскроется и как гениальный педагог, и как блестящий социальный психолог, и
как теоретик педагогической антропологии. Успешное разрешение злободневных
проблем социального воспитания на основе отечественных педагогических открытий
А.С. Макаренко, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию нашей
страны и росту международного авторитета России. От имени правления Международной и
Российской макаренковской ассоциации мы обращаемся к своим соотечественникам
— работникам образования, науки и культуры, родителям, активистам трудовых
коллективов, молодёжных и детских организаций, управленцам и бизнесменам,
сотрудникам по работе с молодёжью: все, кому близко и дорого дело воспитания,
кто стремится своими действиями приблизить дни лучшей жизни для наших детей,
присоединяйтесь к работе нашего макаренковского содружества! Поможем детям —
возродим Россию! Редакция |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2009 |
|