К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 2, 2009 (с. 9-13)

 

 

 

 

 

 

В XXI веке педагогика А.С.Макаренко

нужна нам, как никогда

В.И.Слободчиков

(завершение статьи – выделено нами)

<…> И в этом смысле, принципиально ошибочным и профанирующим в советской педагогике было сведение всей грандиозности социально-педагогического опыта А.С. Макаренко только к педагогическим технологиям, к методическому инструментарию, применимым к тому же только в работе с беспризорными и малолетними правонарушителями.

Педагогика Макаренко — это не описание того, что есть, не рецептурный справочник, не набор технических отмычек для разных педагогических задачек. Это — осмысленный, содержательно насыщенный образ такой жизни, которая должна быть одновременно выверенной программой деятельности по воплощению этого образа. И если уж использовать словечко «технология», то прежде всего это гуманитарная технология, технология построения антропологической практики, практики построения условий выращивания, становления и развития собственно человеческого в человеке.

До сегодняшнего дня мы всё ещё имеем дело с плохо прочитанным и плохо понятым Макаренко. Наши западные коллеги делают это более успешно. Ещё ждёт своего часа сочувственное внимание к наследию А.С. Макаренко, в котором он раскроется и как гениальный педагог, и как блестящий социальный психолог, и как теоретик педагогической антропологии.

Мы живём в такое время, когда нужно очень трезво относиться к своему прошлому. Трезвое отношение — это профессиональное отношение. Кроме макаренколюбов, нам нужны профессионалы-макаренковеды. Надо принять это в качестве задачи и действовать в этом направлении. Тогда Макаренко найдёт своё место в новом временном пространстве. И будем помнить: тот, кто выбирает стратегию выживания, непременно погибнет. Будет жить тот, кто выберет стратегию жизни.

 

 

 

 

 

К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 2, 2009