|  |  |  | 
|  | Миф о «дипломной
  работе» выпускника
  Полтавского учительского института А.С. Макаренко Гётц Хиллиг, приват-доцент истории
  педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной
  макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии
  образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2012, №
  1. С. 125-127. В
  1914-1917 гг. А.С. Макаренко, как известно, был студентом Полтавского
  учительского института, который он закончил с золотой медалью. По его
  собственным словам, он получил эту высокую награду за свою выпускную работу
  по педагогике. Данный факт общеизвестен и долгое время не вызывал никаких
  сомнений. Он нашёл отражение во всех биографиях педагога, написанных
  отечественными и зарубежными авторами. Макаренко
  упоминает об этом в своём заявлении в Центральный институт организаторов
  народного просвещения им. Е.А. Литкенса, датированном 24  августа  Архивные
  фонды Полтавского учительского института, основанного в 1914 году, к
  сожалению, не сохранились, достойно упоминания то, что с 1989/90 учебного
  года впервые для педвузов СССР все выпускники стационара Полтавского
  педагогического института (сегодня — педагогического университета) пишут и
  защищают дипломные работы, как это якобы уже было с начала существования
  учебного заведения, в первом выпуске которого был и выдающийся педагог А.С.
  Макаренко. На
  основании государственных указов о награждении медалями учеников и студентов
  в Российской империи и законодательства, принятого Временным правительством,
  а также переписки между Полтавским учительским институтом и начальством в
  Киеве я пришёл к заключению, что Макаренко такой работы вообще не писал. По
  этой теме я уже выступал в 1991—92-х годах в печатных органах в Киеве [2]  и
  в Полтаве [3], а также в
  Москве [4], но мои выводы
  были встречены с сомнением. Так, в авторитетном журнале «Педагогика» в связи
  с данной публикацией можно прочитать следующее: «...поскольку аргументы Г.
  Хиллига показались редакции спорными и не очень убедительными, мы обратились
  к Г.А. Созиновой, на протяжении многих лет изучавшей рассматриваемый период в
  жизни А.С. Макаренко, с просьбой прокомментировать статью немецкого
  макаренковеда». В обширной статье этого оппонента [5]  не содержится ни
  одного нового факта, и это самое, к сожалению, нужно сказать также и по
  поводу возражения мною уважаемого «местного» партнёра в дискуссии по данной
  теме М.Ф. Моргуна. Поэтому мне бы хотелось познакомить читателей
  макаренковедческого «АЛЬМАНАХа» с центральными тезисами моей аргументации. То,
  что Макаренко по окончании своей учёбы в Полтавском учительском институте был
  награждён золотой медалью, не подлежит сомнению, — это указано в его
  аттестате, известном по многочисленным изданиям трудов педагога-писателя. Но
  я сомневаюсь в том, что он получил данную награду «за большое сочинение
  «Кризис современной педагогики», над которым работал 6  месяцев». В связи с этим хочу выдвинуть
  следующие аргументы: 1.
  Макаренко сам не заговаривает на названную тему ни до этого, т.е. между 1917
  и 1922 гг., ни после; также его учителя в Полтавском институте, и особенно
  директор А.К. Волнин, преподававший педагогику, в их обширных и информативных
  воспоминаниях о Макаренко не упоминают ни единым словом о подобной работе
  своего «образцового ученика». 2.
  Предмет «педагогика» преподавался в трёхгодном учительском институте только
  со второго класса. Поэтому возникает естественный, вопрос: каким образом
  Макаренко, которого осенью (или, самое позднее, в начале декабря) 1916  г. призвали на военную службу, мог написать
  столь большую работу, требующую так много времени? Уж никак не в 1916  г., после только одного года обучения
  педагогике! Но, может быть, он успел это сделать за те четыре месяца, которые
  у него остались после возвращения со службы? 3. На
  основании циркуляра Министерства народного просвещения Временного
  правительства от 19 марта  4. В
  соответствии с положением об учительских институтах от 31 мая  5.  Из сохранившейся в Центральном
  государственном историческом архиве Украины переписки попечителя Киевского
  учебного округа с Полтавским учительским институтом следует, что весной  Об
  этом Волнин сообщает 17 июля попечителю, и в том же письме отмечено, что
  Макаренко было также присуждено «звание учителя высшего начального училища с
  награждением за отличные успехи золотой медалью». Правда, о якобы угрожающей
  опасности снова попасть в солдатские казармы речи нет. Вместо этого
  упоминается о намерении Макаренко поступить в высшее учебное заведение,
  поэтому после письменного заявления ему сразу же выдали документы [9], в том числе
  аттестат и характеристику, где, между прочим, говорится о том, что «особый
  интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым очень много
  читал и представил прекрасные сочинения» [10]. Планы
  Макаренко изучать в Москве историю потерпели неудачу, так как и после
  Февральской революции сохранилось прежнее условие для такой учёбы в
  университете: знание древних и современных иностранных языков. Как вытекает
  из циркуляра Министерства просвещения Временного правительства от 13 июня  С
  макаренковскими документами и высказываниями биографического характера вообще
  надо пользоваться с величайшей осторожностью — в них встречаются много
  «фантазий». Это нужно также сказать и по поводу вышеупомянутого заявления
  «завкола Горького» в Центральный институт организаторов народного просвещения
  в Москве. Данный документ начинается короткой автобиографией из шести
  предложений. Даже в этом небольшом абзаце можно обнаружить ряд неточностей и
  преувеличений в пользу автора. Так, например, педагогические курсы,
  законченные Макаренко в 1905 году, были не двух-(как это написано в
  заявлении), а одногодичные. Упоминаемая им «большая железнодорожная школа при
  Крюковских вагонных мастерских» (до 1000 учащихся), которой он в 1917—1919
  гг. руководил, в действительности представляла собой маленькое училище на
  200—300 учеников. Автобиографические
  высказывания А.С. Макаренко требуют критической оценки исследователей. Это
  относится также и к легенде о «дипломной работе» педагога-новатора. == Сноски == [1] Макаренко А.С.
  Педагогические сочинения. Т.  [2] Таемниця дипломноi  роботи. «Автобioграфiчних фантазiя» А.С. Макаренка чи «бiла пляма» макаренкознавства? (Дискуciя мiж Г. Хiлiгом та В. Моргуном) // Освiта. Киiв. 1991.
  № 68, 17.09. С. 2. [3] «Автобiографiчна фантазiя», або «бiля пляма» макаренкознавства // Комсомолець
  Полтавщини. 1991. № 111, 24.09. С. 3. [4] Хиллиг Г. О
  судьбе «дипломной работы» А.С. Макаренко // Педагогика. 1992. № 7-8. С.
  91-93. [5] Собинова Г.А.
  По поводу публикации Г. Хиллига // Там же. С. 94-97. [6] См.: Педагогический журнал. Полтава. 1917. № 2-3. С. 2-3. [7] ЦГИА Укр., ф.707, оп. 299, д. 6 за  [8] В издании «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко (т.
  8, с. 119) данный документ ошибочно датирован: «Полтава, июля 15 дня  [9] См.: ЦГИА Укр., ф. 707, оп. 299, д. 6 за  [10] Макаренко А.С. Педагогические
  сочинения. Т.  [11] См.: Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 70.
  1917. Отд. 1. С. 69-70. |  | 
|  |  |  |