К перечню статей

 

 

 

 

 

 

«СОУЧАСТВОВАНИЕ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Морозов В.В., канд. пед. наук,

директор Центра внешкольной работы

им. А.С. Макаренко, г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна

2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Что такое счастье?

                                           Соучастье в добрых человеческих делах…

                                                                                        Николай Асеев.

 

В последние годы мы всё более остро ощущаем тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества и духовного мира человека. «Человек может считаться человеком только в том случае, если он способен к работе над собой, способен улучшать свою душу», - поясняет нам Л.Н. Толстой. И в самом деле, человек начинается только тогда, когда он научается преодолевать свою естественность, самообуздывает свои инстинкты.

К нашему сожалению, в воспитательной работе с детьми и молодёжью сегодня у нас больше проблем, чем достижений. И это при том, что мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния – нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек – есть предмет воспитания, а миссия педагогики – есть искусство делать человека нравственным».

Нравственность – это, прежде всего, воспитанные чувства, а также знания о нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми. И человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном предназначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Работа с детьми и подростками – нравственно ответственное дело. Поэтому и требует профессионализма от тех, кто непосредственно сопричастен с детством.

Мир взрослых и мир детства – равноценные части человеческого бытия, взаимно дополняющие друг друга. Кризис детства возникает тогда, когда предпринимаются попытки организовать этот мир по образу и подобию уже состоявшегося мира взрослых. И тогда мир детства перестает быть открытым к новому восприятию, пониманию, действию. Проявление несправедливости и равнодушия со стороны взрослых неблагоприятно сказывается на детской психике. Подросток приобретает отрицательный нравственный опыт и это приводит к отклонениям от норм в его поведении. Надо признать: среди наиболее распространённых форм проявления насилия и притеснения в отношении детей – стремление взрослых «эффективно воспитывать». Это действо проявляется во всём: нанесение страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в поступках, завышенных требованиях… Каждое столкновение с несправедливостью приводит дитя к тому, что он видит зло даже там, где его нет, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу непослушания, своеволие, грубость, упорство и даже хамство.

«Ребёнок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых» - это и есть истина, доказанная опытом педагога Макаренко. Важнейшая жизненная потребность ребёнка – иметь свою значимую группу сверстников или такое сообщество, где тебя принимают и понимают как своего. Здесь, в группе равных, проявляется способность ребёнка, встав на место другого, ощутить его переживания и потребности, как свои собственные. «Здесь у ребёнка возникает готовность действовать так, как если бы этим другим был он сам, т.е. зарождается гуманное отношение к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому» (В.В. Абраменкова).

Все противоправные поступки и действия подростков свидетельствуют о неудовлетворённости ими основных жизненных потребностей, наиважнейшая из которых – общение со сверстниками. Дети становятся нетерпимыми, упрямыми и в то же время беспомощными при довольно ощутимой несамостоятельности. Чем старше подростки, тем сильнее их потребность входить в ту или иную группу сверстников и считаться её полноправным членом. И именно здесь, по выражению одного из участников подросткового объединения, они находят убежище от чрезмерной опеки со стороны взрослых. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю» - вот одно из наиболее символичных утверждений, отражающих, как в зеркале, ключевое противоречие подросткового возраста.

В подобных сообществах возникают свои «нормы» жизни, утверждённые самими детьми. Участие взрослых, как правило, здесь не предусмотрено.  Такие подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создаёт особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

Для подростка характерно стремление отстаивать своё право на индивидуальность, уникальность, при этом как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все» (Е. Казакова).

«Я знал подростков, - писал В.А. Сухомлинский, - несчастных через одиночество. Мир взрослых был для них недостижим и непонятен». Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности подростка. Взрослый должен стать другом детей, но другим особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека, но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый.

 «Несчастий, несчастных людей быть не должно. Нельзя быть несчастным… - писал Макаренко. – И счастливым человеком нельзя быть по случаю – выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть… Ведь один вид несчастного человека убивает всю радость жизни, отравляет существование». Как педагог он прекрасно осознает ситуацию, в которой оказались его воспитанники: нормального воспитания без ласки матери и заботы отца быть не может. Как родитель понимает: «одичавшие в своём одиночестве» его беспризорники в отсутствии семьи и родительского дома продолжают чувствовать себя обездоленными и незащищёнными. В «Педагогической поэме» читаем: «Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унёс с собою в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо  знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймёт, как это дорого стоит – забота и ласка большого человека, человека – богатого и щедрого сердцем».

В каждом отдельном случае Педагог-Отец подходит к ребёнку с живым участием, с желанием помочь ему; он не злится, не торопится осуждать и наказывать за проступок. Он живёт с ними одной жизнью и уча их учится сам. На деле утверждает гуманное отношение к человеку: к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому. Своим присутствием в жизни подростка педагог, как значимый взрослый, обеспечивает безопасность растущему человеку и придаёт уверенность в преодолении разрывов между жизнью в прошлом и верой в лучшее настоящее.

Понимание глубинной сущности человеческой взаимности, расположенности друг к другу способствует такое явление, как «встреча». Встреча взрослого и ребёнка – это всегда педагогическая ситуация, а по сути – событие. Она происходит в неповторимых конкретных обстоятельствах и проявляется через отношение к другому, его представленности в нём. Чем важнее другой, тем сильнее интерес к «встрече». Встреча приобретает особую ценность, если её участники становятся взаимно значимыми. Своим присутствием в жизни ребёнка значимый взрослый способен помочь ребёнку «обретать человеческие способности, восстанавливать душевные силы и исцелять душевные раны» (А.В. Шувалов). Подростковый возраст всегда ищет новизны, острых ощущений жизни, романтики, нуждается в кумирах и героях. Поддержать их в этих добрых устремлениях – педагогическая задача для взрослых. Сегодня нам нужны молодые подвижники-организаторы, умеющие работать с подростками, стремящиеся вместе с детьми строить интересную и содержательную жизнь.

Понятие «со=участие» происходит от слова «счастье». Его можно представить образно, как «Я – часть тебя, а ты – часть меня. Мы сочасти друг друга». «Соучаствование» - это эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание, действенное сострадание бедам другого человека и активное сорадование его успехам (А.В. Петровский, В.В. Абраменкова). При «соучаствовании» отношение одного человека к другому в своих деятельностных проявлениях совпадает с его отношением к самому себе; по сути, речь идёт о нравственном императиве: защищать интересы другого, как если бы это были интересы свои. Соучаствование как деятельное отношение – это и сочувствие, и сострадание ближнему, неравнодушие к чужой беде, бескорыстие и добродетель. Соучаствовать в судьбе ребёнка (подростка) – особая педагогическая миссия: приблизить к себе человека и постараться понять его, проникнуться в мир его чувств и переживаний, добиться доверия и доброжелательности, обеспечить воспитательный прорыв в той деятельности, от которой зависит успех. Ориентиром на этом пути может служить  наша реабилитационная программа «Педагогическое соучастие», основанная на чуткости и отзывчивости всех тех, кто не на словах, а на деле способен добиться положительных результатов в работе с ребятами, оказавшимися в непростой жизненной ситуации.

В практике социально-педагогической реабилитационной работы различают следующие группы таких детей:

·       Беспризорные дети – дети, в отношении которых грубо нарушены основные права ребёнка, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, не имеют правового статуса «сирота» или «ребёнок, лишенный родительского попечения».

·       Безнадзорные дети – дети, окончательно не порвавшие связь с семьей, но предоставленные сами себе, не занятые учебной, трудовой или другими видами общественно полезной деятельности (либо занимающиеся незаконными заработками) и проводящие большую часть времени вне дома.

·       «Социальные» сироты – дети, не имеющие семьи, а также дети, родители которых либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности, - составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей.

·       Отверженные дети – дети, пострадавшие от насилия, жестокости, притеснения взрослых. Они вырастают в семьях, где родители отличаются «крутым» характером, не умеют прощать ошибок. При такой атмосфере ребёнок толком не знает, как поступить в том или ином случае, а у родителей не хватает терпения и выдержки научить его. Вырастая, они боятся проявить себя никчемными и беспомощными. Для них характерно бесперспективное отношение к жизни. Они растут замкнутыми, равнодушными, нередко озлобленными и ожесточёнными, легко поддаются дурному влиянию. Для детей, выросших в таких условиях, характерны беззаботность, нежелание думать, трудиться умственно и физически.

·       Избалованные дети – они становятся такими вследствие чрезмерного внимания и любви к ним родителей, старших. Бездушное любование ребёнком, потакание его капризам, исполнение каждого желания приводят к эгоизму. Оберегая дитя от всех обязанностей и забот, родители приучают его к безделью, к иждивенчеству. В 14-16 лет такой ребёнок становится совершенно неуправляемым.

Подросток действительно очень нуждается во взрослом. Значимый взрослый нужен как партнёр, опора, ориентир в меняющемся мире. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребёнка, подростка. Такая совместность (детско-взрослая) возможна только на принципах взаимоприятия, взаимопонимания и взаимопомощи при отсутствии какого бы то ни было деления по возрастным группам, видам выделяемых нарушений и особенностей, деления на детей-ровесников и старших.

Соучаствование педагога с ребёнком (подростком) может быть успешным, если исходить не из позиции характеризующих его трудностей, отклоняющихся от нормы особенностей развития, а опираться на положительное в нём (уметь найти хоть крупицу хорошего). Условиями успешности могут являться разработанные нами следующие педагогические установки соучастника:

-      принимать ребёнка таким, каков он есть на самом деле, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребёнок встречает истинное принятие себя, он в итоге преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и способен к личностному росту и развитию;

-      понимать ребёнка, то есть глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребёнок смог преодолевать трудности, надо устранять всё, что мешает ему быть счастливым;

-      помогать ребёнку, причём стратегия помощи определяется задачей подростка преодоления себя вчерашнего и тем самым обретения новых шансов на лучшее завтра.

Наше исследование позволило установить: если подросток испытывает эмоциональное благополучие в сообществе значимых и близких по духу ему людей, то его ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, и тогда любые жизненные трудности не становятся препятствием к конструктивным переменам и преодолению. Осознание подростком себя в рамках совместной деятельности со значимыми взрослыми расширяет возможности его реабилитации педагогическими средствами. К таким людям они стремятся сами, сознательно и неосознанно. И ждут новой встречи с ними. Потребность в таких людях (значимых взрослых) – велика. Привлечь их к соучаствованию возможно, если:

1.     Отыскать таковых, одарить вниманием, пониманием.

2.     Доверить наиболее ответственные участки деятельности – оказание действенной помощи нуждающимся. Очаги детской беды известны: улица, подъезд, вокзалы, приюты, детские дома, исправительные учреждения, неблагополучная семья.

3.     Действовать – по Макаренко.

Островки макаренковского наследия живы. В их возрождении – спасение страны от беспризорного и безнадзорного поколения, существующих явлений маргинального характера, распространённых в подростковой и молодёжной среде.

Опыт макаренковской педагогики состоит в том, чтобы переориентировать индивида с хаоса «вольницы» на созидательную значимую деятельность; докопаться, достать зёрна лучшего в каждом из «девиантов» и это лучшее взращивать до размеров позитивной личности; очищать пространство вокруг «одичавших от одиночества» детей; отчуждать от заражённой среды в союзе со здравой семьей, школой, общественными объединениями и организациями; возвращать обществу молодое поколение, выздоровевшее физически, нравственно, духовно и социально. И, главное, пора от слов и призывов к добродетели, переходить к реальному – педагогическому соучаствованию и «Не пищать!».

 

(Статья опубликована в сборнике  материалов  Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения: обидчики и обиженные», Коломна, 2009 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К перечню статей