Владимир Моргун (Полтава)

 

 

 

 

 

Педагогика А.С. Макаренко и социальная реабилитация Г.Х. Кофода

 

 

(Народное образование. 2003. №5)

 

Ганс Христиан Кофод, создатель школы социальной реабилитации молодёжи и взрослых в Копенгагене в 1928–1952 гг., не был знаком с воспитательной системой А.С. Макаренко. Однако, разделённые языками и границами, оба педагога пришли к потрясающе близким концепциям и опыту воспитания социально запущенных детей, молодёжи и… взрослых. И даже свои педагогические заведения открыли почти одновременно.

 

Гуманизация воспитания и свободное самоопределение воспитанников. Макаренко считал, что «достойным нашей эпохи… организационным заданием может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности»1. Из названия колонии Макаренко также изымает такие унизительные определения детей, как «несовершеннолетние преступники», «социально дефективные» и т.п. В своей колонии он снимает ограждение из колючей проволоки и отменяет карцер. В школе для молодёжи (с 18 лет) и взрослых (до пенсионного возраста) Г.Х. Кофода принцип гуманизма также играл ведущую роль. Дети могли свободно поступать в школу и так же свободно выходить из неё. Учеников направляли в школу социальные работники, некоторые поступали из центров труда, служб психиатрической помощи, тюрьмы, больницы и других заведений. Каждый день школу посещали 650 учеников, а ротация за год достигала трёх тысяч — за счёт безработных, беспризорных, одиноких, изолированных, наркоманов, алкоголиков, неадаптированных иммигрантов и др. Постоянный персонал школы Кофода составлял более 150 человек. Это учителя, квалифицированные мастера-производственники, социальные педагоги, врачи, медперсонал, консультанты. Кроме того, временно там работали более 100 учеников-помощников.

Ясно, что характер поступления воспитанников в колонии Макаренко по сравнению со школой Кофода был более принудительным. Однако со временем некоторые родители начали добровольно приводить своих трудных детей к Макаренко. За период жизни в колонии у большинства детей формировалось такое удивительное чувство единой семьи, что исключение из колонии считалось самым большим наказанием для них.

Принцип параллельного взаимодействия воспитателя разновозрастного коллектива и самой личности. Нет большой надобности доказывать фундаментальность взаимодействия трёх субъектов воспитания в педагогическом процессе: родителей, государства (через своих представителей: учителей, педагогического коллектива школы, класса) и самих учеников. Этот принцип в макаренковской педагогике известен как «параллельное действие», а в кофодовской — как «помощь в самопомощи». Разворачиваясь в пространстве и времени воспитательного процесса, эти два принципа блестяще дополняют друг друга: все усилия параллельного взаимодействия воспитателя и ученика во время пребывания в педагогическом заведении направлены на развитие самовоспитания (самопомощи) бывшего ученика, которое не оканчивается для него с завершением обучения. Мощное средство самовоспитания представляет собой и демократическое самоуправление в едином разновозрастном коллективе.

Образованность как профилактика дезадаптации человека. Сколько бы ни упрекали Макаренко в игнорировании образования, но он делал всё возможное, чтобы его воспитанники достигали наивысших успехов в звене «школа — ПТУ — рабфак — высшее учебное заведение». А в труде он приобщал воспитанников к самым передовым технологиям производства.

Кофодовская школа также заботилась об образовании своих учащихся. Более 35 учителей обучали детей по индивидуальным программам. Из 150 курсов и спецкурсов советник по образованию помогал каждому выбрать предметы, и таким образом ученики создавали программу по своим желаниям и потребностям. Пять раз в году проходили сквозные трёхдневные семинары, в которых могли принимать участие слушатели по всем специальностям. Как правило, выбирались общие темы, интересные для всех: «Европа», «Копенгаген», «Растительный мир», «Психология», «Литература» и т.п. Такие семинары дополнялись экскурсионной программой.

В учебном отделе имелась библиотека в 7000 единиц хранения, в том числе художественной и научной литературы, а также газеты и журналы, необходимые для обучения. Срок пребывания в школе был не ограничен и зависел от персональных успехов учеников.

Разнообразный труд и заработок как мощное средство социальной реабилитации. У Макаренко трудовое воспитание играло ведущую роль в воспитании несовершеннолетних. В его заведениях применялись всевозможные виды труда: от самообслуживания до производства той или иной продукции. Он отдавал должное и воспитательному влиянию честного заработка, который воспитанники делили потом на три части: личные нужды, поддержка заведения и сбережения.

В школе Кофода также большое внимание уделялось трудовой подготовке учеников. Их приучали к самообслуживанию, вовлекали в работу в реабилитационных, а также производственных мастерских. Работали там по сменам продолжительностью 1 час. Максимальное количество смен — три, поскольку необходимо было время для обучения, самообслуживания и отдыха.

Единицей заработка был так называемый доллар Кофода, который приравнивался к одной датской кроне и являлся внутренней валютой школы. Приобретать квалификацию можно было в цехах: столярном, художественном, печатном, по ремонту машин, в транспортном отделе, в прачечной, на складе одежды и мебели. Средний период пребывания в мастерских и цехах — 9 месяцев.

Трудовая практика (сроком до 1 года) приравнивалась к настоящему производству — и по режиму, и по количеству продукции.

Культура свободного времени и отдыха. В заведениях Макаренко было множество спортивных секций, действовали «свободная мастерская», технические кружки, кружки художественной самодеятельности и т.п.

В школе Кофода, хотя 85% её учеников имели личное жильё, также уделяли много времени досуговой деятельности. Проводились вечеринки и праздники, летом — прогулки на собственном судне, а также путешествия в Зеландию, где у школы был свой дом отдыха. Ученики должны были сами оплатить недельное пребывание в нём.

Медицинская и консультативная помощь. Здоровая пища, режим сна, занятий и труда, медицинское обслуживание воспитанников — важный фактор их самочувствия и социальной активности. В школе Кофода было 37 кроватей: 10 — для содержания больных, остальные — для размещения беспризорных. В школе были врач и медсестра, раз в неделю приглашался психиатр.

Кроме того, в школе трудились социальные работники, психологи, юристы, консультанты по вопросам обучения и занятости. Последние, в частности, организовывали курсы поиска работы. Такой поиск работы был введён в индивидуальный план занятий каждого ученика.

Результативность педагогических систем Макаренко и Кофода и их перспективы. Блестящим результатом работы А.С. Макаренко и возглавляемых им педагогических коллективов было то, что все его воспитанники вставали на путь исправления, рецидивистами после колонии и коммуны не становился никто. Директор Кременчугского мемориального музея А.С. Макаренко П.Г. Лысенко убедительно доказывает это в двухтомнике «Теория и практика А.С. Макаренко в судьбах его воспитанников» и «Судьба воспитанников А.С. Макаренко»2. Кроме того, можно посмотреть следующие работы3.

В школе Кофода судьба выпускников складывалась таким образом: 25% учеников после завершения образования получали работу или продолжали профессиональное обучение за пределами школы, 25 — получали пенсию и одновременно продолжали работать, 50 — не трудились, получая социальное пособие. Но все они прекращали вести асоциальный или антисоциальный образ жизни (порывали с пьянством, наркотиками, попрошайничеством, преступлениями и т.д.).

Как видим, мощные педагогические системы Макаренко и Кофода приводили к стопроцентной социальной реабилитации воспитанников.

Нынешний переход к рыночной экономике с её конкурентной борьбой и связанный с этим рост пьянства, наркомании, беспризорности и т.п., к сожалению, касается и взрослых, и детей. Поэтому опыт Макаренко и Кофода и сегодня актуален.

 

г. Полтава

 

 

 

Исходное место статьи в сети .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К перечню статей