Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный

 профессионально-педагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Материалы

IV Всероссийских Макаренковских

студенческих педагогических чтений

Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

 

 

Обнародовано на сетевой странице Педагогического музея А.С.Макаренко

по разрешению члена ред. коллегии сборника, проф. Н.Г.Санниковой

 

 

УДК 37.013.42(082)
ББК Ч 466я431
П 86

 

Психолого-педагогическое наследие прошлого в работе современного социального педагога: Материалы IV Всероссийских Макаренковских студ. педагогических чтений, Екатеринбург, 22 марта 2007 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. 166 с.

 

  В настоящем сборнике представлены материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений Социального института, посвящённые 120-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. Они включают в себя работы студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов различных регионов России по проблемам беспризорности и безнадзорности. В представленных статьях и тезисах анализируются причины этих социальных явлений, рассматриваются меры их профилактики.

Данные материалы могут быть использованы в курсе преподавания «Социальной педагогики», «Истории социальной педагогики», других дисциплин при подготовке студентов Социального института к профессиональной деятельности.

 

 

Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Санникова (отв. ред.);

кандидат философских наук, доцент Н.М. Борщёва;

кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Сулимова.

 

ã Российский государственный

профессионально-педагогический

 университет, 2007

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие (здесь и далее страницы даны по бумажному изданию для возможности ссылок на него)

3

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
                    КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

 

7

 

 

Кораблёва Т.Ф. Беспризорность и безнадзорность  как следствие либеральной идеологии

7

 

 

Санникова Н.Г., Котосина Т.В.  Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление

12

 

 

Сажина Н.С.,  Ческидова М.Л. Социально-педагогические причины детской беспризорности в современных условиях

15

 

 

Телегина К.В., Ханевская Г.В. Причины возникновения детской беспризорности и безнадзорности

18

 

 

Шевченко Е.В., Сажина Н.С. Благотворительная деятельность в отношении беспризорных детей в дореволюционной России

20

 

 

Илалтдинова Е.Ю. Основополагающее направление государственной политики по борьбе с беспризорностью в СССР (20-е гг. ХХ в.)

24

 

 

Пальникова К. Ю., Партина Л.В. Социально-правовой аспект решения проблемы беспризорности и безнадзорности в России

27

 

 

Носакова Т.В. Возможные пути решения проблем безнадзорности и беспризорности

29

 

 

Тачина  С.В. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций

35

 

 

Попова М.Г. Экономическая помощь в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности в России

40

 

 

Борщёва Н.М., Морева Е.В. Психосоциальные особенности детей, развивающихся в условиях материнской депривации

43

 

 

Бедина Н.А. Легко ли детдомовцу стать домашним ребёнком?

47

 

 

 

РАЗДЕЛ  2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

 

51

 

 

Ситько Р.М. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современность

51

 

 

Козлова Г.Н., Сатуров С.А. Соотношение процессов воспитания и социализации в решении А.С. Макаренко проблемы детской беспризорности

57

 

 

Сидоров В.П., Селивёрстова Г.П. Спортивный туризм в решении проблемы беспризорности и безнадзорности подростков

60

 

 

Фёдорова О.В., Белова Н.Б. Профилактика беспризорности и безнадзорности в учреждениях социального обслуживания г. Екатеринбурга

63

 

 

Белкина О.А. Профилактика девиантного поведения учащихся в условиях Центра образования № 190

70

 

 

Лутфуллина Ю.Б., Сулимова Н.П. Воспитание дисциплины в семье как средство решения социально-педагогической проблемы

75

 

 

Шабанова Т.С., Сулимова Н.П. Воспитание культурных навыков как аспект семейного воспитания

78

 

 

Набокова О.Б.,  Шабанова Т.С., Сулимова Н.П. Искусство родительского воспитания в теории А.С. Макаренко

81

 

 

Бастракова М.А. Формирование художественных способностей у детей, оставшихся без попечения родителей

84

 

 

Никитин В.В., Попов Л.Н. Творческое отношение к работе как условие коррекционной работы   преподавателя физической культуры с социальными сиротами

87

 

 

Игнатенко А.А., Третьякова В.С. Роль коммуникативной компетентности педагога в формировании личности (по произведениям А.С. Макаренко)

89

 

 

Попова Е.А., Цуп И.Н. Роль социальных работников в коррекции и реабилитации дезадаптированных подростков в Муниципальном общеобразовательном  учреждении Центре образования № 190

93

 

 

Лазарев А.В., Попов Л.Н. Метод организации ситуации успеха как ведущий компонент социально-педагогической работы с социальными сиротами в общеобразовательной школе

98

 

 

Болдырева А.Ю., Болдырева Л.Ю., Борщёва Н.М. Деятельность образовательных учреждений и учреждений социальной защиты по оказанию помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении

102

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ

 

 

106

 

 

Сажина Н.С. Профилактика детской беспризорности во второй половине 1920-х годов (по материалам Урала)

106

 

 

Мягкоступова Т.В., Селивёрстова Г.П. Йоготерапия как средство профилактики беспризорности и безнадзорности среди современных школьников

111

 

 

Малышкина Н.А. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

116

 

 

Клячина И.В., Зубкова Т.И. Детские праздники как профилактика безнадзорности детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

122

 

 

Клюшникова М.В., Зубкова Т.И. Социально-педагогическая деятельность  по  профилактике  безнадзорности  в производственном коллективе с профессионально занятыми родителями

125

 

 

Мухетдинова А.Д., Зубкова Т.И. Профориентационная деятельность как направление профилактики беспризорности и правонарушений подростков

127

 

 

Пепёлышева Е.Г. Детское самоуправление как средство профилактики бродяжничества

130

 

 

Щепанова Е.С., Зубкова Т.И. Социально-педагогическая деятельность по формированию индивидуального социального опыта подростков как способ общей профилактики детской безнадзорности и беспризорности

132

 

 

Гриценко А.В. Социальные роли детей младшего школьного возраста

137

 

 

Головина Н.А. Профилактика бродяжничества творчески одарённых детей

140

 

 

Детков Д.В., Канарский И.А., Ойхер Д.Я. Причины злоупотребления психоактивными (ПАВ) веществами в школьном возрасте

145

 

 

Попов Л.Н. Традиции речевого педагогического  интонирования  как основание коррекционной работы с социальными сиротами

149

 

 

Золотарёва Н.В., Санникова Н.Г. Центр профессионального образования и социального становления несовершеннолетних матерей

154

 

 

Сведения об авторах и выходные данные сборника

162

 

 

Архив сборника материалов за 2007 год одним документом MsWord (Zip, 264 Кб.)

 

 

 

 

 

 

К перечню ссылок о современном макаренковедении

 

На главную страницу