«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

Предисловие

2008 год – год особенный для мировой педагогической общественности. Во всём мире он проходит под знаком 120-летия со Дня Рождения выдающегося педагога XX в., учёного-мыслителя, писателя Антона Семёновича Макаренко. Сегодня его знают и чтят как талантливого практика и гениального теоретика во всех странах мира. Заслуженным свидетельством такого международного признания стало широко известное решение ЮНЕСКО в 1988 г., касающееся всего 4-х педагогов, определивших способы педагогического мышления в XX веке. Это американец Дж. Дьюи, немец Г. Кершенштайнер, итальянка М. Монтессори и наш соотечественник – А.С. Макаренко. Он был назван ЮНЕСКО Учителем всех Времён и Народов. Такого звания никто ранее не удостаивался. А.С. Макаренко для нас не только история, он – настоящее и будущее как отечественной, так и мировой педагогики.

В чём же заключаются его заслуги? Может быть, в том, что 3 тыс. колонистов, которым он посвятил свою жизнь, стали настоящими людьми, настоящими гражданами своего отечества и ни один из них впоследствии не вернулся на преступный путь, как пишет об этом С. Гладыш? [1].

Конечно, и в этом тоже. Его гениальная педагогическая мысль формировалась и развивалась в условиях специфических воспитательных учреждений для трудных детей и подростков, большинство из которых были настоящими преступниками. Однако Макаренко вышел далеко за границы трудного детства. Руководитель, педагог, психолог, писатель, гражданин, глубоко болеющий за судьбу страны и её будущее, он представил миру такую систему воспитания, управления социальным формированием и развитием личности, какой до него не знала мировая педагогика.

Известный российский макаренковед А.А. Фролов, характеризуя А.С. Макаренко как социального педагога-реформатора, выделяет в его творчестве три основополагающих момента [2]:

1) Макаренко устранил главный недостаток педагогики – размытость её предмета и методологии, неопределённость сферы её участия в развитии социально-гуманитарного знания и практическом решении проблем экономики, культуры, государственности и общественности.

Макаренко развил и утвердил многовековую традицию приоритета воспитания в педагогике, обосновал воспитание как главный предмет науки педагогики.

2) Макаренко как педагог-практик, мыслитель и писатель, художник слова обогатил понятие педагогики как искусства, подробно разработав как педагогические такие искусствоведческие категории как «стиль» и «тон», «эстетическое оформление жизни коллектива», «этика и эстетика отношений» и т.д.

Не случайно его «Педагогическая поэма» расценивается зарубежной педагогической критикой как «художественный манифест педагогики», в котором глубоко и конкретно-образно раскрывается удивительный мир педагогики, высокое предназначение и поэтический смысл воспитания, его духовная сущность.

3) Третья особенность и значение педагогики А.С. Макаренко – его активное вторжение в сферу базовых социально-гуманитарных наук. Его наследие даёт убедительный пример влияния педагогики на связанные с ней науки.

Ведущими специалистами признан творческий вклад А.С. Макаренко в развитие педагогической психологии, психологии личности, социальной психологии, этики и т.д. Отмечается значимость наследия педагога для развития экономической науки: «Педагогика А.С. Макаренко не школьная, а социальная, она становится особенно нужной сейчас, когда экономический анализ без оценки социально-культурных явлений будет несовершенным и неполным»[3]

Сегодня отмечается вклад А.С. Макаренко в развитие литературоведения и литературной критики, литературной эстетики. Макаренковские идеи и практика учитываются в юриспруденции, даже в области медицины (психотерапии). Отмечается роль Макаренко-учёного в развитии средств и норм русского языка. В 50-е гг. прошлого века началось исследование философских основ макаренковского наследия. В настоящее время ведутся исследования связей теории и практики А.С. Макаренко с идеями социального менеджмента.

Что касается педагогики, то здесь его феномен заключается в том, что любая её область опирается на разработки А.С. Макаренко. Без его идей педагогика для нас просто немыслима.

Педагогический феномен А.С. Макаренко уникален не только разносторонностью, но и поразительной глубиной мысли, таким постижением педагогической истины, при котором человеку открываются самые сокровенные тайны воспитания. Его педагогические труды поражают своей философичностью и тончайшим психологизмом. Современные во все времена, доступные и понятные для каждого, они действуют на читателей завораживающе и формируют педагогическое мышление даже у людей, далёких от педагогики. А педагогов его работы заставляют думать, искать, творить, создавать свои методики, побуждают хоть в чём-то соответствовать его педагогическому гению.

Учитель всех Времён и Народов, он популярен сегодня во всём мире: в Японии, Франции, Германии, Англии, Америке и т.д. Однако в России до сих пор творчество Макаренко как учёного не получило полной и объективной оценки. Нередко его учение трактовалось и использовалось в нашей образовательной системе в связи с политической и педагогической конъюнктурой. Это сказалось и на качестве изучения его наследия в педагогических вузах. Немногие будущие педагоги способны просто назвать произведения великого педагога. И уж совсем немногие прочитали их.

Наши студенческие макаренковские педагогические чтения призваны изменить это положение. Они проводятся кафедрой социальной педагогики и психологии Социального института (СоИн) Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) уже пятый раз, помогая студентам более основательно приобщиться к психолого-педагогическому наследию и А.С. Макаренко и его современников, стоявших у истоков социальной педагогики как науки.

Настоящий сборник включает в себя материалы 5-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений 2008 г., посвящённых 120-й годовщине со Дня рождения А.С. Макаренко. Они проходили в СоИн 6 марта 2008 г. под девизом «Учитель всех Времён и Народов».

Авторами сборника являются студенты и преподаватели СоИн и других вузов России. Почётное место среди них занимают такие видные учёные в области социальной педагогики, как Л.В. Мардахаев – доктор педагогических наук, профессор (Москва) и А.А. Фролов – доктор педагогических наук, профессор (Нижний Новгород). Не первый раз в число наших авторов входят Президент Международной макаренковской ассоциации – Т.Ф. Кораблёва, кандидат философских наук, доцент (Москва), председатель Санкт-Петербургского отделения межрегионального общественного объединения (МОО) «Макаренковское содружество» – Н.Н. Коршунова, кандидат педагогических наук, доцент (Санкт-Петербург) и профессор Южного федерального университета (ЮФУ) – Р.М. Ситько (Ростов-на-Дону), руководитель Центра «Человеческий и социальный капитал» Федерального института развития образования – М.Б. Зыков, кандидат философских наук, доцент (Москва).

Предметом нашей особой гордости в этом году является участие в сборнике представителей Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г. Короленко – в прошлом учительского института, который в 1917 г. закончил А.С. Макаренко, – М.В. Гринёвой – доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогического мастерства и ассистента этой кафедры – Н.В. Беляевой (Украина). Дружба с кафедрой Полтавского педагогического университета – для нас ещё один шаг навстречу А.С. Макаренко.

Сборник состоит из трёх разделов. В первом рассматриваются историко-педагогические особенности творчества А.С. Макаренко. Второй посвящён влиянию идей социального менеджмента на его педагогическое творчество и развитие социальной педагогики. Третий раздел раскрывает современный опыт социально-педагогической деятельности, опирающийся на педагогическое наследие великого педагога.

Авторы публикаций рассматривают самые разные стороны психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко, имеющие непреходящее значение для развития социальной и общей педагогики. Они касаются проблем и сущности трудового, коллективистского и семейного воспитания, вопросов управленческой деятельности великого педагога и преемственности его идей в современности.

То, что в студенческом сборнике рядом с именами студентов стоят имена серьёзных учёных, имеет огромное воспитательное значение. Такое содружество вызывает у студента чувство гордости и стимулирует его к участию в научной работе. Так, в наших 4-х предыдущих сборниках опубликованы статьи и тезисы 93 студентов. Конечно, им ещё далеко до совершенства. Но в данном случае важнее другое – «заразить» студента стремлением работать с первоисточниками, анализировать, вырабатывать своё отношение к прочитанному и выражать свои позиции. При этом большое значение имеет возможность получить знания о Макаренко не из учебников, а от самих авторов этих учебников, так сказать, из первых рук. Да и в каких учебниках найдёшь сегодня материалы «о гуманитарной экспертизе наследия А.С. Макаренко» (Т.Ф. Кораблёва), «концепции “Воспитательного реактора” в его теории и практике» (М.Б. Зыков), сущности полемики о В.А. Сухомлинском и А.С. Макаренко (А.А. Фролов), использовании идей великого педагога при профессиональной подготовке студента к управленческой деятельности (М.В. Гринёва, Л.В. Мардахаев)?

 В данном сборнике приняли участие 22 студента СоИн и других вузов. Почти все они публикуются впервые, но за первым разом непременно последуют второй и третий. А это значит, что не прервётся связь времён и преемственность поколений, что не останется без внимания студенчества современный педагогический опыт, опирающийся на идеи А.С. Макаренко.

В настоящем издании этот опыт нашёл своё отражение в статьях Д.Н. Симонова и А.Д. Беспалова, А.Е. Великановой, О.А. Белкиной и И.В. Арямновой, С.Н. Рандиной об образовательных учреждениях Екатеринбурга, в статьях Л.В. Мардахаева и Е.В. Никитиной (Москва), М.В. Гринёвой и Н.В. Беляевой (Полтава), Р.М. Ситько (Ростов-на-Дону). Они, как и остальные публикации сборника, подтверждают признание А.С. Макаренко Учителем всех Времён и Народов, гениальная педагогическая мысль которого устремлена в будущее.

 

1. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М., 2004. С. 211.

2. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. С. 10–21.

3. Цит. по: Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире. С. 21.

 

Н. Г. Санникова

 

 

 

 

||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению