«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

М.Б. Зыков

Концепция «Воспитательного реактора»
в теории и практике А.С. Макаренко (1923-1926 гг.)

К 1923 г. А.С. Макаренко было сделано открытие величайшей важности для будущего педагогики и образования в целом не только Украины и СССР, но и всего мира. Он сформулировал и доказал практически, что самое главное в воспитании – создать необходимые условия для оптимального функционирования основного жизненного цикла общества, состоящего из взаимно связанных во временном развитии трёх основных сфер жизнедеятельности общества – народонаселения, образования и экономики.

 

 

Рис. 1. Схематическое изображение основного жизненного цикла общества,
включающего в себя причинно-следственное движение от одной к другой трёх основных
сфер жизнедеятельности общества: народонаселения, образования и экономики

 

 

Основной жизненный цикл в его первой воспитательной колонии состоял в том, что ежедневно дети и взрослые – два поколения людей – ели, спали, учились, работали, добывая хлеб свой насущный, вместе делили горести и радости, вместе мечтали. День за днём, месяц за месяцем, год за годом. При этом ничто не могло остановить естественного физического и социального роста воспитанников.

Это причинно-следственное кольцо (эти изо дня в день повторяющиеся процессы не только физиологического, но социального и духовного развития) «крутилось» вновь и вновь со всё нарастающей скоростью, вовлекая в общую коллективную жизнь индивидуальную жизнь каждого участника образовательного процесса.

За стенами колонии – молодая советская республика, нащупывавшая в потёмках и тумане политической, идеологической, экономической, правовой и моральной неопределённости свой путь в светлое будущее. Здесь, в относительно изолированном во всех смыслах месте, в каком-то смысле даже в «изоляторе» для несовершеннолетних правонарушителей и бездомных, гениальный, страстный мыслитель и практик Антон Макаренко был занят тем же: в условиях той же самой и даже большей неопределённости, он искал путь в будущее для питомцев своей маленькой колонии, для своей республики, для своей страны, для всех людей планеты Земля. И нашёл. В какой-то степени этот путь до него уже находили все великие педагоги, понимавшие, что ребёнок воспитывается так, как живёт, но только делали они это во времена, когда на карте не стояла судьба планеты. Иная ситуация сложилась при жизни А.С. Макаренко.

После первой мировой войны, после Великой Октябрьской революции мир пришёл к осознанию, что надо жить по-новому. Но как? Никто этого не знал. Но все с таким незнанием мирились – кто из трусости, кто из верноподданнического инстинкта безусловного послушания начальству, кто просто по своей мещанской, обывательской природе, кто из карьерного наукообразия. Но Антон Семёнович не смирился. Он искал истину в эти тяжёлые дни, как все святые искали её во все тяжёлые для землян времена.

Открытие Макаренко состояло в том, что жизнь воспитанников должна быть организована как нормальный жизненный цикл материального и духовного воспроизводства человека, коллектива, общины, в котором должны быть созданы не просто нормальные, но оптимальные условия для функционирования этого цикла и для управления им с помощью железной власти, состоящей из трёх неразрывно связанных ветвей – законодательной, судебной и исполнительной, культуры и гражданского общества. В условиях колонии он добился создания завершённой модели, которая должна была сыграть такую же роль в будущей истории России, какую в своё время сыграл «потешный флот» Петра. Макаренко в отличие от формалистов-управленцев и псевдоучёных от образования знал цену этой модели, готовился построить модели больших размеров, модель размером в страну, во весь мир. Но он поспешил, обогнав историю своей страны лет на сто. Россия и её руководители оказались не готовы воспользоваться моделью Макаренко. Они пошли по другому пути.

А.С. Макаренко попросту запретили строить материальные социальные модели, вытеснили его в сферу виртуального творчества моделей – в литературную деятельность. Однако это его не остановило. За годы своей педагогической деятельности А.С. Макаренко разработал такую модель создания условий для полноценного развития личности, которая легла в основу не только отечественной, но и зарубежной социальной педагогики. По сути, он создал теорию «воспитательного реактора» совершенно нового типа, которая нашла отражение и в его литературном творчестве.

Интересным свидетельством того, каким образом формировались её концептуальные положения, является и обширная переписка педагога в 1920-е гг. Представляем некоторые из писем Макаренко тех лет, доказывающие это.

31 января 1923 г. Антон Семёнович пишет в письме М.Н. Котельникову: «Хочу с Вами поделиться одним большим сомнением. Был я у Вас на педагогическом заседании и поражался множеству страшных терминов, употреблённых одним из говоривших врачей к вопросу о програм­ме характеристики. Всё-таки дело идёт о том, чтобы нашего воспитан­ника разложить на множество составных частей, все эти части назвать и занумеровать, построить их в определённую систему и ... не знать, что делать дальше.

…Мне и кажется, мы ещё очень далеки от права раскладывать чело­века и тем более делать отсюда какие бы то ни было практические вы­воды. Напротив, мы должны... научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом. … Пусть [эта работа] составляет предмет любой науки, но педагогам пока что нужно главное внимание направить на создание синтетической педагогики. Если это и ересь, то ересь для меня оправданная всем моим колонистским опытом» [3, с. 56–57].

4 февраля 1924 г. А.С. Макаренко – М. Горькому: «Вообще нужно сказать, что полное отсутствие основного капитала и безразличное, а иногда даже недружелюбное отношение к колонии земельных органов де­лает работу колонии в области хозяйственного процесса невероятно трудной. Колония подвигается вперёд исключительно за счёт огромного расходования энергии колонистов и воспитателей. Чтобы справиться с требованиями развивающегося хозяйства, не поддерживаемого с самого начала вложенным капиталом (положение абсурдное с экономической точки зрения), колонисты принуждены отказывать себе во многом, и часто наша община прямо задыхается от нужды. Так, летом колонисты не могли даже увеличить дневную пайку хлеба, хотя приходилось работать в поле «от солнца до солнца». Только к августу нам помог крупой Рабочком.

Зи­мой колонисты сами заготовляют дрова в лесу, часто без одежды и обуви, почти для десятка зданий. Это чрезмерное самообслуживание, принявшее формы напряжённой борьбы за существование, разумеется, очень часто приводит к границам отчаяния, а са­мое главное, вынуждает сокращать более полезную работу в мастерских.

Но в этой напряжённой борьбе, нужно признать, есть и свои хорошие стороны. Воспитательное значение этой коллективной борьбы огромно. Может быть, только благодаря ей колонии удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации. Внутренние скрепы в колонии настолько значительны, что механическое их нару­шение почти невозможно. Вот почему уход одного из воспитателей или воспитанников ощущается всеми, как урон, очень заметно.

Благодаря этому, перевоспитание детей, главная особенность которых заключается в отсутствии здорового социального опыта, совершается более или менее нормально…» [8, с. 17–19].

7 марта 1923 г. В письме инспектору учреждений дефективного детства Харьковской области Макаренко пишет: «… основной задачей колонии является преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого. Это достигается самым незамысловатым путём: путём организации прогрессирующей общины, с точным и открытым требованием, предъявленным к личности, с точной и открытой ответственностью. Несмотря на всю простоту этого принципа, успешность его проведения зависит от очень многих обстоятельств.

Жизнь колонии уже в течение двух лет представляет непрекращающуюся напряжённую борьбу за лучшее существование. По нашему мнению, такой должна быть жизнь всякого детского учреждения. Только в такой борьбе закаляется рабочая дисциплина и выковывается гордость трудящегося. Но параллельно с этой борьбой всегда должна происходить другая: борьба с неполным сознанием, с неточным представлением о своём собственном труде. Без этого самое начало борьбы может обратиться в желудочное урчанье, в погоню только за ближайшим удовлетворением.

Параллелизм работы и знания, как требование, определяет содержание образовательной работы; внешним образом этот параллелизм может быть выражен только в соотношениях труда и интереса детей. То, что не выра­жено в детском интересе, очевидно, не будет параллельно его жизни, его труду.

…Идя навстречу детскому интересу и считаясь с логикой его жизни до колонии и в колонии, мы оказываемся как раз на путях новейшей педагогики». И далее: «Организация перевоспитания малолетних правонарушителей с самого начала, по моему мнению, была поставлена в колонии на правильный путь, доказательством чего являются оче­видные воспитательные достижения: это путь трудовой общины, определённо прогрессирую­щей в разных областях её жизни (во всех трёх основных сферах жизнедеятельности общества – материального и духовного воспроизводства, образования, экономики – курсив наш. – М. З).

…Дальнейшее развитие нашей общины зависит теперь главным образом от назревшей пере­организации финансово-материальной обстановки» [1].

24 марта 1923 г. Антон Семёнович в письме А.П. Сугак: «Трёхлетний колонийский опыт – это вся моя будущая работа. Что бы я ни сделал потом, начало всё-таки нужно будет искать в колонии. И даже не только в том смысле, что я здесь чему-то научился, что-то пережил, но ещё и потому, что здесь я сам над собой произвёл огромный и важный опыт. … Я считаю, что в колонии мы живём разумнее и веселее, чем очень многие в городе, … Наконец, мы живём гораздо свободнее и независимее. Но даже и не в этом дело. Самое главное – мы можем здесь так работать, что работа доставляет нам удовлетворение.

И не думайте, что моя энергия здесь пропадает даром. Ничего подобного. Здесь мы производим опыт, который будет иметь большое значение не только для колонии малолетних преступников. На нашу организацию уже обратили внимание. Во всяком случае, наша колония сделана глав­ной на Украине… Образовательная работа колонии уже обсуждается в печати… Я уве­рен, что ещё через год наша работа получит ещё большее значение и только потому, что здесь что-то напряжённо творится. … Всё дело … в организации нового просветительного опыта. Между прочим, в Германии как раз впереди всех идут так называ­емые лесные школы, тоже заброшенные и тоже лишённые внешних при­знаков просвещённого общества» [6, с. 74].

16 июня 1926 г. Антон Семёнович очень откровенно написал М. Горькому о самом себе вот такие замечательные слова: «Я боюсь личной известности, страшно боюсь… Я потому и отдался колонии, что захотелось потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном и идущем вперёд, а в то же время и русском, с размахом и страстью. Задача как раз по моим силам. Я теперь убедился, что такой коллектив («воспитательный реактор» – М. З.) в России создать можно, во всяком случае из детей» [2, с. 196–197].

9 октября 1926 г. Макаренко Н.В. Остроменцкой: «Вчера я возвратился из Одессы, где был на съезде заведующих дет[скими] городками и колониями. … Между прочим, представил проект организации Всеукраинской детской трудовой армии (7 корпусов, 21 дивизия, 63 полка по 1000 человек каждый). Надо мной посмеялись как над мечтателем, но всё же Наркомпрос УССР предложил мне в качестве опыта орга­низовать 1-й детский корпус на всех детей Харьковского округа. Считая беспризорных, это даст 10 000 ребят. … Хлопцы к этому проекту относятся с энтузиазмом» [5, с. 201].

Подобно тому, как нет, по-видимому, никакой альтернативы разумного построения современного общества модели основного жизненного цикла, приведённой на рис.1, так нет ничего конструктивнее и рациональнее «воспитательного реактора», изобретённого Антоном Семёновичем.

Макаренковедение в России оказалось в максимальной степени – по сравнению со всеми другими отраслями исследований – политически ангажированным. Его возвращение к научным стандартам, признание российскими макаренковедами Антона Семёновича Макаренко Учителем всех Времён и Народов станет ещё одним шагом России по правильному пути социально-экономического развития и позволит когда-нибудь очень скоро учёным всех стран признать и само государство Россия Учителем всех Времён и Народов.

 

Библиографический список

1. «Инспектору учреждений дефективного детства Харьковской области». ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 364, л. 17.

2. Макаренко А.С. Письмо А.М. Горькому, 16 июня 1926 г. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи. 1921–1928 гг. / А.С. Макаренко; сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2007.

3. Макаренко А.С. Письмо М.Н. Котельникову, 31 января 1923 г. Там же.

4. Макаренко А.С. Письмо Л.Н. Никифоровой, 15 августа 1923 г. Там же.

5. Макаренко А.С. Письмо Н.Ф. Остроменцкой, 9 октября 1926 г. Там же.

6. Макаренко А.С. Письмо А.П. Сугак, 24 марта 1923 г. Там же.

7. Макаренко А.С. Через труд и самоорганизацию к новой жизни. Там же.

8. Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким: Академ. издание под ред. Г. Хиллига при участии С.С. Невской. Марбург, 1990.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению