«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

Н.К. Чапаев, И.П. Верещагина

Реализация идеи совместного воспитания мальчиков и девочек
в педагогической системе А.С. Макаренко

Для педагогики А.С. Макаренко был внутренне чужд не только дизъюнктивный («или»), но даже конъюнктивный («и») подход к отношениям, связывающим личность с обществом. В известной мере об этом свидетельствует его знаменитая формула: «Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается», «логикой всей системы средств, гармонично организованных» [2, c. 105]. То есть воспитание в понимании Макаренко, выражаясь современно, выступает как синергетический процесс взаимодействия социальных факторов, направленный на целостное социальное созидание человека. Для великого педагога было очевидно: воспитание целостного человека недостижимо вне организации целостной жизнедеятельности. Одним из безусловных признаков такой жизнедеятельности выступает наличие в ней органически взаимодополняющих друг друга мужского и женского начал.

Основываясь на концепции синтетической педагогики, А.С. Макаренко рассматривал воспитательный процесс как непосредственное воспроизведение жизни во всём богатстве её связей и отношений. Ему претила надуманность квазипедагогических воззрений, требовавших максимального отрыва воспитательной среды от её естественной основы – жизненной среды. Такая позиция А.С. Макаренко проявилась в частности в его несогласии с законом, запрещавшим совместное воспитание мальчиков и девочек в колониях. Главный довод в пользу совместного воспитания выражен в следующих его рассуждениях: «У нас, как в любой нормальной семье, живут вместе девочки и мальчики, и это не вызывает никаких осложнений. Всякое здоровое детское общество может прекрасно развиваться в этих условиях» [1, c.100]. Это свидетельствует, что по мнению А.С. Макаренко, воспитательное сообщество в предельной степени возможности должно интегрировать в себе реально-жизненные ситуации, инфраструктуру естественных форм человеческого бытия. Поэтому воспитательный коллектив – это семья, вследствие чего он должен быть наделён всеми её атрибутами, в том числе таким качеством, как разнополый состав.

В результате совместного воспитания ребята приобретали опыт реальных социальных отношений во всей их полноте. Это особенно важно было для недавних детей улицы, лишённых с ранних лет по разным причинам семейных условий обитания и в достаточной мере вкусивших плодов асоциальной, а порой и антисоциальной, деятельности. Совместное воспитание девочек и мальчиков, девушек и юношей способствовало формированию у воспитанников положительного опыта социального поведения и развитию социальных навыков взаимоотношений с лицами противоположного пола, что в немалой степени служило целям воспитания семьянина. Тем самым осуществлялся целостный процесс становления человека как носителя позитивных общественно значимых ценностей.

Социализация человека в процессе совместного воспитания, практиковавшегося в педагогической системе А.С. Макаренко, органично включала в себя личностную составляющую.

 Личностный «след» пронизывал весь спектр взаимоотношений, складывавшихся между девочками и мальчиками, девушками и юношами, начиная от общественно-производственных и заканчивая интимно-личными отношениями. Характер и траектория развития этих взаимоотношений во многом определяли характер и траекторию развития личности воспитанников и воспитанниц. Вершина этих взаимоотношений – любовь – нередко вносила кардинальные изменения в судьбу девушек и юношей.

Особенно это касается девушек. В педагогической практике А.С. Макаренко было немало случаев, когда синергетическое сочетание производственно-общественной деятельности и любви оказывали решающее влияние на коренное изменение жизненной философии и социальное поведение девушек – бывших проституток и обитательниц притонов и малин. Разительные перемены, происходившие в юных душах, не нисходили на них как манна небесная. На примере конкретных судеб девушек великий педагог раскрывает перипетии трудного пути человеческого «выпрямления». Не меньшую облагораживающую роль для колонистов играло совместное воспитание, построенное на производственно-коллективистских началах.

Указанные начала служили фундаментом построения здоровых отношений между девушками и юношами. В немалой степени это достигалось единством требований, в равной мере относящихся и к тем и другим. Эти требования основывались в большой мере на общечеловеческих нравственных ценностях справедливости, добра, чести и др. Стержнем их в воспитательной системе А.С. Макаренко являлась дисциплина, понимаемая им как фундаментальная характеристика социальной жизнедеятельности человека. Только в случае усвоения таких ценностей человек становится способным к полноценным отношениям с представителем противоположного пола и достигает в них высшего совершенства – любви. А сами эти отношения оказывают весьма существенное влияние на процесс данного усвоения. Они образуют необходимый фон, способствующий проявлению глубинных чувств, желаний, выражению лучших качеств личности.

Таким образом, можно заключить, что идея совместного воспитания в педагогической концепции А.С. Макаренко является её интегральной (неотъемлемой) частью, а реализация этой идеи способствовала достижению более эффективных и качественных результатов в процессах гражданской и личностной социализации воспитанников.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.2. М.: АПН РСФСР, 1957.

2. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1958.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению