«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Д.Н. Симонов, Н.Г. Санникова

Последователи и пропагандисты идей А.С. Макаренко в Екатеринбурге

Говоря о влиянии педагогических идей А.С. Макаренко на педагогику и педагогов, нам хочется рассказать прежде всего о его приверженцах в нашем родном городе. В Екатеринбурге их немало. Не имея возможности представить каждого из них, остановимся хотя бы на некоторых.

Многим студентам нашего института, особенно из числа социальных педагогов, сегодня знакомо имя Якова Наумовича Левина, учёного, писателя, заслуженного учителя Российской Федерации, известного в России и за её пределами макаренковеда. Это удивительный человек, вся жизнь которого связана с А.С. Макаренко.

Когда-то вернувшись с фронта после Великой Отечественной войны, Яков Наумович под влиянием знакомства с послевоенной беспризорщиной, принял решение стать педагогом. Искренне и глубоко увлёкшись педагогикой А.С. Макаренко, он не просто стал её страстным поклонником, а всю свою жизнь посвятил реализации макаренковских идей, их воплощению в действительность. Про этого замечательного человека с полным основанием можно сказать, что он является настоящим продолжателем дела Антона Семёновича Макаренко.

У Якова Наумовича длинный и славный педагогический путь. Много лет он был директором средней школы № 62, затем № 64 в Уфе, директором школы-интерната в Кумертау Башкирской республики, доцентом кафедры педагогики Таганрогского и Башкирского пединститутов. В конце 80-х гг. Я.Н. Левин становится нашим земляком и доцентом Свердловского педагогического института.

Но где бы он ни работал – всегда рядом Макаренко. В Уфе Яков Наумович создал школу, воплотившую в своей деятельности принципы школы-хозяйства А.С. Макаренко. Коллеги из Болгарии и ГДР, Индии и Китая приезжали в Уфу для знакомства с феноменом этой школы. 46 классов, 1700 учащихся, механические, столярные, слесарные и другие мастерские. После уроков – производительный труд. Разнообразную продукцию от парт до деталей для шефствующего завода дети делали своими руками. Школа жила на хозрасчёте. Денег хватало на оборудование для цехов и кабинетов, на инвентарь для спорта и отдыха и на зарплату ученикам.

В Свердловске Яков Наумович создаёт при городском отделе образования научно-практическую лабораторию «Самоуправление – основа организации общешкольного коллектива и воспитания личности», с 1991 г. и по настоящее время он руководитель межшкольной научно-практической лаборатории «Личность и коллектив» в Октябрьском районе. Им опубликовано 129 научных работ в отечественной и зарубежной печати, в том числе издано 15 книг, связанных с именем Макаренко и написанных за последние 10 лет.

Многие годы Яков Наумович дружил и переписывался с женой Антона Семёновича Галиной Стахиевной. Приведём несколько строчек одного из её писем к Левину: «Дорогой Яков Наумович! Мне очень радостно, что я познакомилась с таким горячим и глубоко честным сторонником великой педагогики коммунистического воспитания. Спасибо Вам и коллегам Вашей школы за верность учению А.С. Макаренко. Давайте двигать это дело дальше!» (12 июля 1960 года, г. Москва).

В 2006 г. Левин Яков Наумович становится лауреатом премии имени В.Н. Татищева и Г.В. Геннина в области образования, культуры и искусства за развитие теории и практики создания общешкольного коллектива и серию монографий по проблемам развития образовательного комплекса города Екатеринбурга. В этом же году ему присвоено почётное звание Академика Российской Академии творческой педагогики.

Левин Яков Наумович является одним из немногих педагогов Екатеринбурга, которых Международная макаренковская ассоциация наградила медалью Макаренко за реализацию и пропаганду педагогических идей Антона Семёновича.

Такой же медали удостоен в нашем городе Бродский Юрий Степанович. Он награждён ею Министерством образования Украины. Надо сказать, что биографии Я.Н. Левина и Ю.С. Бродского в чём-то схожи. Когда-то Юрий Степанович тоже был руководителем областной школы-интерната для «трудных детей» и тоже руководствовался в своей деятельности принципами Антона Семёновича. Не случайно именно он потом на много долгих лет стал главным учителем Свердловской области, то есть заведующим областным отделом народного образования. Юрий Степанович сегодня присутствует на наших педагогических чтениях, чтобы поделиться своим опытом с будущими социальными педагогами.

Неоднократно на наших педчтениях с очень интересными докладами выступала Белкина Ольга Александровна, заместитель директора образовательного Центра № 190 Екатеринбурга. Вместе со своими коллегами и директором Центра Лызловой Ларисой Николаевной они проводят огромную работу по образовательной и профессиональной подготовке подростков, от которых по сути отказались обычные школы. Вся эта работа строится по макаренковским принципам. И сегодня присутствующая здесь Ольга Александровна продолжит с нами разговор об этом.

Нельзя не рассказать сегодня и об Анатолии Васильевиче Меренкове, основателе и бессменном руководителе гимназии №207 «Оптимум», функционирующей с конца августа 1994 г. На протяжении 14 лет Анатолий Васильевич, являющийся также заведующим кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета, доктором философских наук, профессором, академиком Международной академии высшей школы, работает над созданием педагогических и психологических условий для того, чтобы ребёнок мог максимально эффективно развиваться не по принуждению педагога, а по собственному желанию и инициативе. За время существования гимназии им была создана научная педагогическая концепция и образовательная программа «Школа развития индивидуальности ребёнка на основе формирования организационно управленческих навыков». Яков Наумович Левин в книге «Школа: путь к развитию и саморазвитию личности» очень высоко оценил деятельность Анатолия Васильевича как последователя и пропагандиста идей Макаренко. Особенно следует отметить то, что Анатолий Васильевич проводит в жизнь созвучные макаренковским программы в таких областях как работа с родителями, работа по принципу перспективных линий и по организации детского самоуправления.

На нынешних педагогических чтениях мы закладываем основы для организации последующей научно-исследовательской деятельности студентов. Она, конечно, будет связана с изучением этого аспекта: как в Екатеринбурге живут и развиваются психолого-педагогические идеи А.С. Макаренко. Надеемся, что в будущем году мы сможем озвучить здесь имена ещё многих и многих педагогов, для которых он стал главным учителем в жизни. Мы соберём их биографии, посвятим их делам следующий студенческий сборник, создадим на кафедре экспозицию, посвящённую этим людям.

В заключение желаем всему нашему студенчеству и преподавателям больших творческих успехов на социально-педагогическом поприще. А.С. Макаренко говорил: «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придёт». Новых побед всем вам! А они непременно придут, если наша память будет опираться на разумное, доброе, вечное, оставленное нам в наследство такими учителями, как А.С. Макаренко.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению