: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

М.П. Кашина

Направления социально-педагогической деятельности
по профилактике агрессивного поведения
у старших дошкольников – воспитанников детского дома

В современном мире высок уровень социальной напряжённости, политических конфликтов и разного рода разногласий. Одна из причин, объединяющая вышеуказанные явления – тенденция к росту агрессии. Агрессивное поведение, отличающее взрослых людей, характерно и для детей, т.к. эта возрастная группа легко поддаётся влиянию. Ребёнок становится агрессивным вследствие множества причин, но агрессия, к которой он привык в детстве, приобретает характер постоянной модели поведения.

А если у ребёнка нет семьи? Воспитываясь в условиях государственного учреждения, он ежедневно чувствует направленную на него агрессию «внешнего» мира за пределами учреждения или в самом учреждении и отвечает на неё. Никому не нужный ребёнок пытается выжить, как умеет, обращаясь к простейшему доступному защитному механизму – агрессии.

Учёные пытаются раскрыть сущность агрессивного поведения детей и разработать меры по его профилактике. Одним из них является А.С. Макаренко. В «Педагогической поэме» он затрагивает и этот аспект. Уже на первых страницах произведения мы читаем: «В первый год нас особенно удручало их постоянное стремление к ссоре друг с другом, страшно слабые коллективные связи, разрушаемые на каждом шагу из-за первого пустяка. В спальне содом и крик. В углу две зверски ощерившиеся группы. Угрожающие жесты и наскоки перемешиваются с головокружительной руганью» [2, с. 48 – 49]. «Остромухова стали бить по всякому поводу и без всякого повода. Избивать, издеваться на каждом шагу, отнять хороший пояс или целую обувь и дать взамен их негодное рваньё, каким-нибудь хитрым способом оставить без пищи или испортить пищу, дразнить без конца, поносить разными словами и, самое ужасное, всегда держать в страхе и презрении. Бороться с этим оказалось невыносимо трудно» [2, с. 84].

Сегодня в науке отсутствует однозначная трактовка понятия «агрессия». Согласно теории З. Фрейда, в жизни человека существует два основных инстинкта – стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). По мнению Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энер¬гия танатоса не будет направле¬на вовне, это приведёт к раз¬рушению самого индивидуума. Заслу¬живает внимания и теория К. Лоренца, считавшего, что источник агрессии – это инстинкт борьбы за выживание. Человеческая способность к насилию, по мне¬нию этого учёного, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессию. Согласно третьей теории аг¬рессивности – «теории социаль¬ного научения» – человек перени¬мает агрессивное поведение, на¬блюдая за другими людьми. По теории американского психолога Альберта Бандуры, боль¬шинство особенностей нашего поведения развивается путём подражания другим людям. Это проявляется и в агрессии.

Агрессию можно определить как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.».

Зачастую дети проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств, поэтому одна из задач педагога заключается в научении детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Все меры по профилактике агрессии должны быть направлены на формирование в ребёнке способности понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и миру в целом. Очень важно помочь ребёнку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определённые события [1, с. 55].

Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую работу с ним и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление вну¬тренней изоляции, формирование в ребён¬ке способности видеть и понимать других. Основная задача педагога в работе с агрессивными детьми – сформиро¬вать чувство общности с другими, желание ви¬деть и понимать сверстников. Нужно по¬мочь ребёнку увидеть в ровеснике не против¬ника или конкурента, а интересного и само¬ценного человека, партнёра по совместной деятельности [1, с. 56]. При этом традиционные методы – убеждения, объяснения, ссылка на поло¬жительные примеры, призыв не обижать дру¬гих – малоэффективны. Не принесут успеха и соревновательные меры. Конкурсы, соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка лишь на собственные успехи, порож¬дают ориентацию на конкурентность и проти¬вопоставленность другим. Это ведёт к разобщённости и отчужденности. Наиболее эффективным средством профилактики является игра, специально организуемая педагогом. В игре у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства, что особенно важно для преодоления агрессии. Полезны для агрессивных детей сюжетно-ролевые игры. В этом случае агрессивному ребёнку целесообразнее давать роли слабых, беззащитных персонажей, чтобы он мог почувствовать себя на их месте. Ес¬ли же ребёнку достаётся роль агрессив¬ного персонажа, необходимо акцентиро¬вать внимание на таких его качествах, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Неплохим методом является и так называемая «песочная терапия», помогающая ребёнку с помощью построения картин на песке отразить все свои переживания и негативные чувства [1, с. 57].

Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. С другой стороны, агрессивность способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера. И то и другое негативно сказывается на наших чувствах и может привести к деструкции, разрушению непосредственного окружения, включая людей, которых мы любим.

 

Библиографический список

1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1983.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению