: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

Раздел 4

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

 

 

Е.В. Лошакова

Педагогический анализ в управлении процессом
социально-педагогической деятельности

Важнейшее значение в управлении разными педагогическими процессами играет информационно-аналитическая функция управления, предполагающая сбор и анализ информации об управляемом объекте. При её осуществлении основополагающее значение имеет педагогический анализ. Не случайно он был обоснован в своё время Ю.А. Конаржевским как самостоятельная функция внутришкольного управления, «направленная на изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса и объективную оценку его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и переводу её в более высокое качественное состояние»1. С педагогического анализа начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Его исключение из общей цепи управленческой деятельности приводит к распаду её системы.

Эффективность управления во многом зависит от аналитических умений руководителей и педагогов. Непрофессионально проводимый анализ на этапе выработки цели и формирования задач приводит к неконкретности и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в школьном коллективе создаёт трудности в установлении правильной системы взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Эта функция одна из наиболее трудоёмких. В отличие от других функций управления анализ требует большого интеллектуального напряжения, аналитического мышления, умений обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

 По концепции Ю.А. Конаржевского, цель педагогического анализа достигается за счёт решения следующих задач:

а) анализа состояния системы, её подсистем и элементов за определённые промежутки времени;

б) определения путей развития педагогического процесса;

в) изучения путей достижения конкретных результатов работы школы, её подразделений, классов, отдельных учителей и учеников в течение годичного цикла;

г) выявления основных факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, определения степени этого влияния;

д) определения причин несогласованности в деятельности подразделений школы, а также между звеньями учебно-воспитательного процесса и выработки рекомендаций по сохранению сбалансированного состояния в управляемой системе;

е) анализа взаимодействия школы с окружающей её внешней средой, определения мер по локализации или ликвидации негативных влияний на учебно-воспитательный процесс;

ж) выявления и обоснования внутренних резервов повышения качества деятельности педагогического коллектива;

з) анализа передового педагогического опыта, выработки рекомендаций по его освоению;

и) разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа.

При организации системы социально-педагогической деятельности решаются те же аналитические задачи. Но при этом предметом педагогического анализа является не весь учебно-воспитательный процесс, а социально-педагогическая деятельность, осуществляемая образовательным учреждением в этом процессе. Она включает в себя работу всех школьных подразделений по организации взаимодействия воспитанников с окружающим миром, по их социализации и социальной адаптации, работу с родителями учащихся, учреждениями дополнительного образования, культуры и здравоохранения, с правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями.

Педагогический анализ позволяет видеть и оценивать изменения, происходящие в социально-педагогическом процессе, прогнозировать пути его развития и устранять причины обнаруженных недостатков. Благодаря педагогическому анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься наиболее эффективные решения тех или иных задач.

Вывод отсюда следует один: современный социальный педагог может успешно справиться с созданием системы социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении, только в совершенстве овладев техникой и методикой проведения педагогического анализа.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 



1 Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой [Текст] / Ю.А. Конаржевский. Челябинск, 1978. С. 3.