: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

А. Б. Николаев

Ценности поколений в образовательном процессе: проблемы связи и отношений

Современная школа – это, прежде всего, пространство сотрудничества образовательных субъектов: учителя, школьника и их родителей (рис.1).

 

 

Рис.1 Школа – пространство сотрудничества образовательных субъектов

 

Как осуществляется эта взаимосвязь? Какова  её эффективность? Какими должны быть преобладающие ценности образова-ния? Эти вопросы неоднозначны и не так просты, как может показаться на первый взгляд. Существуют проблемы взаимоотношений в системах: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Родители адресовали вопросы воспитания учителям, учителя основное внимание уделяют обучению. В свою

очередь ученики не могут определиться: зачем им нужны школьные предметы? Зачем родители хотят, чтобы они окончили школу, вуз?

Причины такого непонимания кроются в экономических и социальных общественных потрясениях, в кардинальном отказе от сложившейся системы образования на рубеже XIXXX веков.

В последнее десятилетие государство серьёзно и масштабно подходит к решению проблем в системе образования: изменяются Стандарты, направленные на овладение учащимися различными компетентностями; регулируются правовые отношения между субъектами и объектами в сфере образования; улучшается инфраструктура школы; создаются комфортные условия работы для учителей; поощряется открытие новых технологий обучения и воспитания; стало возможным использование в обучении современных технических и информационных средств.

Но вместе с тем допускается та же ошибка, что и 90 лет тому назад. Улучшая работоспособность школы, государство лишает  её основного элемента подготовки человека к жизни после школы – трудового воспитания, как фундамента развития будущего профессионала в производстве.

В российской практике когда-то был прекрасный опыт по созданию школ-хозяйств, в которых содержались дети-беспризорники в годы после первой Мировой и Гражданской войн. В них проводилось обучение и профессиональная подготовка мастеров и рабочих для любых видов промышленности.

Ярчайшим представителем основоположников этого движения был в своё время Антон Семёнович Макаренко – руководитель колонии им. М. Горького (1920-1928) и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского (1927-1935). Свой опыт он описал в «Педагогической поэме», в книгах «Флаги на башнях» и «Марш 30 года».

А.С. Макаренко и его сподвижники добивались прекрасных результатов в работе со своими воспитанниками, в их подготовке к полноценной трудовой деятельности через коллектив, сельскохозяйственный и производственный труд. Этот опыт широко признан и давно используется за рубежом. В России же с самого начала он сталкивался с сопротивлением и неприятием. Макаренко писал об этом так: «… чем более блестящи будут успехи колонии и коммуны, тем ярче будет вражда и ненависть ко мне и моему делу. Во всяком случае, я понял, что моя ставка на аргументацию опытом была бита: опыт объявлялся не только несуществующим, но и невозможным в реальной действительности» [1, с. 649].

Педагогическая система А. С. Макаренко прекрасно справлялась с подготовкой воспитанников к жизни, вооружая их всем необходимым для саморазвития, самосовершенствования и самообразования, превращая детей в субъект своего развития.

Этот процесс можно представить в виде блок-схемы (рис. 2), отражающей переход ученика с позиции объекта влияния учителя и родителей к позиции субъекта собственной жизни в образовательной среде (дом, школа, вуз) через творческое сотрудничество, содружество поколений.

Рис. 2. Процесс становления ученика как субъекта жизни

 

Почему же в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского удавалось добиться воспитания человека активного, самостоятельного, отстаивающего интересы общества и изменяющего мир к лучшему? Причём большинство воспитанников Макаренко были из беспризорников и из преступной среды.

На рис. 3 нами представлена пирамида успеха педагогики А.С. Макаренко,  её базис, который заключался в любви к Родине, природе и культуре своей страны; в организации образовательной среды как школы-хозяйства в сочетании школы и «настоящего» производства; в высоких моральных ценностях – уважении себя и товарищей; самореализации в обществе, самосовершенствовании.

 

 

Рис.3 Пирамида успеха педагогики А.С. Макаренко

 

Какие нравственные ценности были у его воспитанников, и как проявлялась их взаимосвязь у колонистов и коммунаров? Попытаемся проанализировать, выделив некоторые из них:

v     Работа-забота. Жизнь в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского всегда была связана c трудом воспитанников. Сначала он был направлен на самообслуживание. В дальнейшем – на развитие производства для обеспечения финансовой самостоятельности коммуны и возможности перехода на хозрасчёт. Это диктовалось заботой о благоустройстве жизни коллектива и создании с этой целью своего завода. Было очень трудно, «но все знали, что нужно за год заработать триста тысяч “чистеньких”… Все были согласны подтянуть животы, и ни у кого это не вызывало возражений» [2, с.178-179];

v     Образование. «Подавляющее большинство колонистов любило учиться и отдавалось этому делу с огромной серьёзностью – каждый понимал, что только школа откроет для него настоящую дорогу» [2, с. 241].

v     Здоровье. Здоровый образ жизни был одним из главных законов, по которому у Макаренко жили воспитатели и воспитанники как в колонии, так и в коммуне.

v     Творческая деятельность. Участие в различных творческих кружках, поиск лучших способов организации производства.

v     Саморазвитие личности. Вступление в комсомол; выдвижение высоких требований к себе и окружающим, основанных на моральном кодексе человека; работа над собой как частью коллективного содружества.

v     Культура народа. Сохранение культурного богатства страны и его приумножение. Знакомство с традициями народа и создание своих собственных правил, норм, традиций. Освоение культуры других народов.

v     Сотрудничество со взрослыми и младшими товарищами, дружба, ответственность за других, уважение человека, терпимость к взглядам других, благополучие окружающих. Воспитанники сотрудничали с мастерами производства, солдатами, учителями и местным окружением. У каждого малыша был старший друг. «Колония имени Горького никогда не была замкнутой организацией. Уже с двадцатого года наши связи с так называемым “окружающим населением” были очень разнообразны и широки» [1, с. 208];

Каковы отношения субъектов современного образовательного процесса к выше названным ценностям? Для ответа на этот вопрос мы провели небольшое исследование среди студентов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена с I по VI курсы (131 студент), а также среди учащихся и учителей школы № 10 Санкт–Петербурга (93 ученика и 30 учителей).

Оно показало, что большинство студентов и учащихся поставили на первые места работу и образование. Почему же тогда нашей промышленности не хватает профессиональных рабочих? Ответ: ожидания учащихся и студентов в работе сводятся к желаниям быть управляющими, руководителями, а не творить своими руками. Такое состояние естественно для общества, где отсутствует включение учащихся в экономику через производственный процесс, производительный труд, в котором они могут создавать продукты, значимые для общества и государства, проявляя тем самым заботу о нём.

Результаты исследования высветили также проблему культуры, культурного развития учащихся. Как свидетельствуют ответы, она является ненужной и незначительной для многих учащихся и педагогов. Задача Новой школы: приобщение учащихся к народной культуре, создание условий для освоения культурного богатства своей страны, старших поколений. Как этого достичь? Лишь в сотрудничестве и целенаправленной деятельности учителей, учащихся и их родителей внутри школы и за  её пределами. И прежде всего сама организация образовательного процесса должна строиться на прочной культурной основе, как это было в учреждениях А. С. Макаренко. Все межпоколенные связи и все отношения в сегодняшнем мире в школе и вне  её должны быть связаны с хорошими культурными традициями нашего общества.

 

Библиографический список

1.     Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невской. М.: ИТК. 2003. 736с.

2.     Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / сост. М.Д. Виноградов, А.А. Фролов. М.: Педагогика, Т.6 1985. 384с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению