Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Материалы

7-х Международных Макаренковских

студенческих педагогических чтений

Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

 

 

Обнародовано на сетевой странице Педагогического музея А.С.Макаренко

по разрешению члена ред. коллегии сборника, проф. Н.Г.Санниковой

 

 

УДК 381.478 (082)
 ББК Ч466Я431
 П 74

 

Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности [Текст]: материалы 7-х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 8 апр. 2010 г. /сост. Н.Г. Санникова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. 163 с.

 

Материалы 7-х Международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Социального института РГППУ посвящены 15-летию подготовки социальных педагогов и 122-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. В статьях студентов, аспирантов и преподавателей анализируется социально-педагогическая деятельность: история и современность (проблемы, опыт, перспективы).

Материалы предназначены для студентов, преподавателей и практических работников сферы образования.

 

 

Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, профессор Н.Г. Санникова (отв. ред.);

кандидат философских наук, доцент Н.М. Борщёва;

кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Сулимова.

 

ã Российский государственный

профессионально-педагогический

 университет, 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие (здесь и далее страницы даны по бумажному изданию для возможности ссылок на него)

3

 

 

Зубкова Т. И., Санникова Н. Г. Тенденции развития социальной педагогики в России и за рубежом

4

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

 

9

 

 

Начапкин М. Н., Костромина Е. В. Русский просветитель Н. И. Новиков о воспитании

9

 

 

Начапкин М. Н., Боровягина А. Л. Василий Никитич Татищев об образовании и воспитании

12

 

 

Абзалова О. О. «Государство» Платона в истории социальной педагогики

16

 

 

Неустроева Ю. О. Пауль Наторп как один из основоположников социальной педагогики

19

 

 

Богословских Е. Ю. «Поучение Владимира Мономаха» как источник по истории социальной педагогики

22

 

 

Заглодина Т. А., Степанченко Д. П. Социальная работа и социальная педагогика: общее и специфическое

24

 

 

Бражкина Д. В. Общественное мнение о специальности «Социальная педагогика»

28

 

 

Протасова И. А., Гирфанов Н. В. Основные методологические подходы в исследовании проблемы организации взаимодействия семьи и школы в социальном воспитании личности

31

 

 

Симонов Д. Н. Особенности развития гендерных качеств у детей младшего школьного возраста

36

 

 

Ершова А. М., Болотова Н. Н. Социализация слабослышащего ребёнка

38

 

 

Драценко М.Е. Проблемы усыновления детей-сирот в Российской Федерации

42

 

 

Москалёва Д. И. Социально-педагогическое консультирование как социально-педагогическая деятельность

45

 

 

Кетман И. Х. Профессия социального работника в США

47

 

 

Миннуллин Д. Д. Особенности национального воспитания в татарской семье

49

 

 

Широкова Е. А., Борщёва Н. М. Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

52

 

 

Носакова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по подготовке к семейной жизни обучающихся

55

 

 

Санникова Н. Г. Формы и методы социально-педагогической поддержки лиц, освобождённых из исправительных учреждений

57

 

 

РАЗДЕЛ  2.     ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А.С. МАКАРЕНКО

                        И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

 

 

Ситько Р. М. А. С. Макаренко как социальный педагог-реформатор

64

 

 

Потепалов Д. В. Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в начале XXI века?

70

 

 

Меттини Э. Коллективное воспитание в педагогическом наследии А. С. Макаренко

75

 

 

Гринёва М. В. Наследие А. С. Макаренко и педагогические приоритеты современности: 1991–2008 гг.

80

 

 

Илалтдинова Е. Ю. Роль первоначального периода в истории разработки наследия А. С. Макаренко

87

 

 

Козлова Г. Н. Макаренковский принцип «параллельного действия» в сфере физической культуры и спорта

88

 

 

Николаев А. Б. Ценности поколений в образовательном процессе: проблемы связи, отношения

90

 

 

Коршунова Н. Н., Юферова Т. Ю. Подготовка воспитанников школ-хозяйств к профессионально-трудовой деятельности (по произведениям А.С.Макаренко)

95

 

 

Манды Д. А. Опыт работы Макаренко с несовершеннолетними правонарушителями

99

 

 

Морозова Д. В. Антон Семёнович Макаренко социальный педагог-реформатор

101

 

 

Ершова С. Д. Принципы семейного воспитания у А. С. Макаренко и в современной социальной работе

102

 

 

Степанченко Д. П. А. С Макаренко и В. А. Сухомлинский о семейном воспитании

104

 

 

Патрина О. П. Проблема формирования культуры межличностного общения в работах А. С. Макаренко

107

 

 

 

РАЗДЕЛ 3.      ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

                        СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

111

 

 

Санникова Н. Г., Вершинина И. А. Управленческая культура в теории и практике А. С. Макаренко

111

 

 

Кашина М. П. Социально-педагогическая деятельность по формированию культуры педагогических отношений

116

 

 

Чапаев Н. К., Верещагина И. П. Формы проявления педагогического корпоративизма и педагогический индивидуализм

119

 

 

Мельникова А. А. Направления деятельности социального педагога в контексте современности

126

 

 

Евсеева Н. В., Попов Л. Н. О некоторых приоритетах формирования имиджа социального педагога

128

 

 

Набокова О. Б. , Сулимова Н. П. Социальное здоровье субъектов образовательного процесса: организационно-педагогические условия

132

 

 

Михеева В. В., Попов Л. Н. Из опыта организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе № 167 г. Екатеринбурга

136

 

 

Ткаченко А. В. Профессиогенетический потенциал самоуправления в воспитательных учреждениях А. С. Макаренко

137

 

 

Ахматшина А. И., Попов Л. Н. О совершенствовании системы управления воспитательным процессом в специальной общеобразовательной школе закрытого типа

142

 

 

Шакуто Е. А. Научно-методическая компетентность как условие успешной социально-педагогической деятельности

146

 

 

Великанова А. Е. Институт кураторства: сущность и становление

149

 

 

Сулимова Н. П., Верхотурова А. С. Адаптация студентов-первокурсников к педагогическому вузу

152

 

 

Сведения об авторах (на 2010 г.)

 

 

 

Архив сборника материалов за 2010 год одним документом MsWord (Zip, 282 Кб.)

 

 

 

 

 

 

К перечню ссылок о современном макаренковедении

 

На главную страницу