: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

С. Д. Ершова

Принципы семейного воспитания у А. С. Макаренко
и в современной социальной работе

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания он считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место чёткий режим и трудовая деятельность. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребёнка. А. С. Макаренко утверждал, что только в семье дети получают правильное воспитание и осознают себя частью общества, в котором деятельность родителей рассматривается как насущно необходимое дело.

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, А. С. Макаренко подчёркивал, что это «свободный советский коллектив», который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива и должен быть для детей примером как гражданин.

А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. В первую очередь это авторитет подавления, когда в семье царит отцовский террор, пугающий детей и превращающий мать в бессловесную рабыню. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа. Второй вид ложного авторитета авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей А. С. Макаренко противопоставлял своё учение о требовательной любви к человеку. Он говорил  ещё о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным и осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. Такое обращение с детьми влечёт за собой их моральное развращение.

На современном этапе семья переживает сложный период развития: осуществляется отход от традиционной модели семьи, меняются виды семейных отношений. В этой ситуации особое значение приобретает социальная работа с семьёй: это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации. Основная задача работников социальных служб помочь каждому члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. И чтобы эта помощь была эффективной, социальному работнику, как и социальному педагогу, необходимо ориентироваться на те установки в работе с семьёй, которые заложены в педагогической теории Макаренко.

В последние годы наблюдается заметный прогресс в развитии новых видов социальных услуг, создании новых социальных учреждений, надомных форм обслуживания и т.д. Но какие бы формы работы ни использовались социальным работником, главным в его влиянии на современных родителей должна стать реализация идеи А. С. Макаренко что ребёнок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению